Обязанности агентств недвижимости (риэлторов) по выполнению требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О ПОД/ФТ"

Агентства недвижимости (риэлторы) как субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115). Обязанности агентств недвижимости по выполнению требований ФЗ № 115.


Законодательство РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) для агентств недвижимости (риэлторов) включает в себя:


  1. ФЗ № 115;
  2. отдельные постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»);
  3. нормативные правовые акты и информационные письма Росфинмониторинга (РФМ) (например, Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ РФМ № 203);
  4. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) (в частности, ст. 15.27).


Основным нормативным правовым актом (НПА) РФ в сфере ПОД/ФТ является ФЗ № 115, который действует с 01.02.2002.


Ст. 5 ФЗ № 115 определен перечень организаций (субъектов ФЗ № 115), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанных выполнять требования ФЗ № 115 и иных нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ.


К таким организациям с 30.08.2004 относятся, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели (ИП) (с 31.07.2013), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, иными словами, агентства недвижимости (риэлторы).


Из п. 9 ст. 7 ФЗ № 115 следует, в случае отсутствия соответствующих надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, контроль за исполнением такими организациями требований ФЗ № 115 осуществляет Росфинмониторинг (РФМ).


Таким образом, надзорным органом в сфере ПОД/ФТ для агентств недвижимости (риэлторов) является Росфинмониторинг (РФМ или Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ России). В связи с этим агентства недвижимости (риэлторы) подлежат постановке на учет в РФМ.


Контроль за агентствами недвижимости в сфере ПОД/ФТ РФМ осуществляет в соответствии Приказом РФМ от 29.07.2014 № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства РФ о ПОД/ФТ».


В соответствии со ст. 14 ФЗ № 115 надзор за исполнением ФЗ № 115 осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, что дает право Прокуратуре РФ проводить как самостоятельные, так и совместные с РФМ проверки агентств недвижимости (риэлторов) в качестве субъектов ФЗ № 115.


Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сфере ПОД/ФТ определены ст. 7 ФЗ № 115, в соответствии с которой агентства недвижимости обязаны, в первую очередь:


  1. разработать Правила внутреннего контроля (ПВК) целях ПОД/ФТ (далее – Правила в целях ПОД/ФТ) и своевременно их обновлять, с учетом последних изменений в действующем законодательстве РФ;
  2. назначить из штата сотрудника, ответственного за реализацию Правил в целях ПОД/ФТ и выполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ (далее - специальное должностное лицо или СДЛ), соответствующего квалификационным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 № 492;
  3. проводить обязательное внутреннее и внешнее (вспециализированных учебных центрах) обучение сотрудников в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа, повышения уровня знаний и в других формах в порядке и с периодичностью, установленной Приказом РФМ № 203;
  4. встать на учет в Росфинмониторинге (РФМ);
  5. подключить личный кабинет (ЛК) на Интернет-портале РФМ (логин и пароль от личного кабинета предоставляется РФМ одновременно при постановке на учет);
  6. для представления сведений в Росфинмониторинг (РФМ) через личный кабинет (ЛК) оформить квалифицированную электронную подпись (КЭП);
  7. проводить до начала договорных отношений идентификацию (с присвоением уровня риска) клиентов, представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (бенефициаров), на регулярной основе обновлять информацию о них, полученную на этапе первичной идентификации;
  8. выявлять, документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг (РФМ) через личный кабинет (ЛК) или специализированное программное обеспечение (ПО) в установленные законом порядке и сроки сведения о сделках клиентов, подлежащих обязательному контролю, подозрительных (необычных) операциях;
  9. на регулярной основе, но не реже 1 раза в 3 (три) месяца, проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (клиенты проверяются по Перечню террористов и экстремистов, размещенному в личном кабинете (ЛК), и информировать о результатах такой проверки РФМ в виде формализованного электронного сообщения (ФЭС) («квартальные ФЭС»).


Ст. 6 ФЗ № 115 установлен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.


В соответствии с п. 1.1 ст. 6 ФЗ № 115 для агентств недвижимости – это, в первую очередь, сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн. рублей, или превышает ее.


Сведения о такой сделке в обязательном порядке подлежат представлению в РФМ не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты ее совершения агентством недвижимости в отношении своего клиента (пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115).


Согласно ст. 3 ФЗ № 115 клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.


Административная ответственность для всех типов организаций - субъектов ФЗ № 115 за неисполнение требований законодательства РФ о ПОД/ФТ установлена ст. 15.27 КоАП РФ, в частности:


  1. Неисполнение законодательства РФ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно повлекшее представление указанных сведений в РФМ с нарушением установленного срока, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
  2. Неисполнение законодательства РФ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в РФМ сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в РФМ недостоверных сведений о таких операциях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
  3. Воспрепятствование проведению РФМ проверок либо неисполнение предписаний, выносимых РФМ в целях ПОД/ФТ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 700 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


В случае выявления правонарушения по указанной ст. КоАП РФ Росфинмониторинг (РФМ) привлекает к административной ответственности как саму организацию, так и должностное лицо (руководителя организации).