Обзор изменений в ФЗ № 115 от 07.08.2001 за период с 01.01.2018 по 23.07.2018 - Обновление Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

ЮК "ДЕКАРТ" приводит обзор изменений в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115) за период с 01.01.2018 по 23.07.2018.


Новая редакция ФЗ № 115 с 28.01.2018 вносит следующие изменения (дополнения):


  1. Квалификационные требования к специальному должностному лицу (СДЛ), ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитных организациях, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также микрофинансовых компаниях, дополнено требованием о том, что СДЛ не может быть лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным в отношении данного лица федеральными законами, регулирующими деятельность указанных организаций.


Новая редакция ФЗ № 115 с 30.03.2018 вносит следующие изменения (дополнения):


  1. Вводится обязанность о представлении сведений в Росфинмониторинг об устранении оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе от проведения операции.
  2. Установлен порядок обжалования решения об отказе от проведения операции, а также решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), принимаемых в отношении клиентов. Отметим, что на основании сведений о таких решениях Банком России формируется, так называемый, "черный список организаций в целях ПОД/ФТ" или "список сомнительный организаций", доступ к которому имеют все некредитные финансовые организации (НФО) и кредитные организации. Как следствие, организации, включенные в указанный список, испытывают большие трудности с открытием расчетного счета и дальнейшим банковским обслуживанием. В тоже время, включение организаций в черный список Банка России в целях ПОД/ФТ очень часто происходит по формальным признакам, даже в отношении благонадежных компаний, представляющих собой "реальный" бизнес. С 30.03.2018 у клиентов появится возможность обжаловать указанные решения не только посредством обращения в саму кредитную организацию, но и через специально созданную межведомственную комиссию при Банке России. Результатом такого обжалования должно стать исключение организации - заявителя из "черного списка организаций в целях ПОД/ФТ", формируемого Банком России.


Новая редакция ФЗ № 115 с 04.05.2018 вносит следующие изменения (дополнения):


  1. Вводится новый термин "личный кабинет" - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа (Росфинмониторинг - РФМ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с РФМ и ведение которого осуществляется в порядке, установленном РФМ. РФМ также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями (ИП), указанными в ч. 2 ст. 5 ФЗ № 115, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФМ, для реализации иных прав и обязанностей; в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФМ, лицами, указанными в ст. 7.1 и 7.1-1 ФЗ № 115, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, РФМ, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.
  2. Введена обязаность для аудиторов (аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов) при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомлять об этом РФМ в порядке, установленном Правительством РФ.
  3. Уточнена обязанность для всех субъектов ФЗ № 115 уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.


Стоит отметить, что иными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ до введения термина "личный кабинет" в ФЗ № 115 обязанность использования личного кабинета на Интернет-портале РФМ установлена для всех субъектов ФЗ № 115 уже не менне 10 (десяти) лет назад.


Новая редакция ФЗ № 115 с 01.06.2018 вносит следующие изменения (дополнения):


  1. Из перечня операций, подлежащих обязательному контролю, исключена операция по размещению денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя. Одноврменно с этим вводится запрет для кредитных организаций (КО) заключать договоры банковского вклада (депозита) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя.


Новая редакция ФЗ № 115 с 30.06.2018 вносит следующие изменения (дополнения):


  1. Обновлено определение "идентификация" - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
  2. Вводится термин "единая биометрическая система (ЕБС)" - единая информационная система персональных данных, обеспечивающая сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица. С 30.06.2018 банки, соответствующим критериям, установленным абз. 2 - 4 п. 5.7 ст. 9 ФЗ № 115, смогут использовать ЕБС для проведения идентификации своих клиентов - физических в целях ПОД/ФТ (ФЗ № 115).
  3. Банкам, соответствующим критериям, установленным абз. 2 - 4 п. 5.7 ст. 9 ФЗ № 115, предоставляется право открывать и вести счета (вклады) клиентов - физических лиц, предоставлять кредиты клиентам - физическим лицам, а также осуществлять переводы денежных средств по таким счетам по их поручению без их личного присутствия после проведения идентификации клиентов - физических лиц путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных ФЗ № 115, с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системы (ЕБС) в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
  4. Банкам предоставляется право обновлять информацию о клиенте - физическом лице с его согласия посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).


Новая редакция ФЗ № 115 с 23.07.2018 вносит следующие изменения (дополнения):


  1. Установлены совершенно новые законодательные нормы в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые определяют новые обязанности для всех субъектов ФЗ №115.
  2. Вводится новый термин "Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения". Предполагается, что работа субъектов ФЗ № 115 с указанным перечнем будет происходить по аналогии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечню экстремистов и террористов).
  3. ФЗ № 115 дополнен ст. 7.5 "Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".
  4. Операции, указанные в ст. 6 ФЗ № 115 и подлежащие обязательному контролю, дополнены операцией с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
  5. Обязанности субъектов ФЗ № 115 дополняются обязанностью по принятию мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 7.5 ФЗ № 115, незамедлительно, но не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах Росфинмониторинг.
  6. Кроме этого, субъекты ФЗ № 115 обязаны не реже чем 1 (один) раз в 3 (три) месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг. Предполагается, что такое информирование будет происходить посредством зарегистрированного личного кабинета на Интернет-портале Росфинмониторинга. Соответственно, субъектам ФЗ № 115 придется отправлять в Росфинмониторинга два "квартальных ФЭС", один по результатам проверки своих клиентов по Перечню экстремистов и террористов, а второй по Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
  7. Субъекты ФЗ № 115 также обязаны приостанавливать операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на 5 (пять) рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица. После чего субъекты ФЗ № 115 обязаны незамедлительно представить информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг


В связи с указанными изменениями в ФЗ № 115 требуется обновить Правила внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ и провести внеплановое внутреннее обучение работников по факту вступления в силу каждой новой редакции ФЗ № 115.