ЮК "ДЕКАРТ" приводит обзор изменений в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115) за период с 01.01.2018 по 23.07.2018.
Новая редакция ФЗ № 115 с 28.01.2018 вносит следующие изменения (дополнения):
- Квалификационные требования к специальному должностному лицу (СДЛ), ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитных организациях, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также микрофинансовых компаниях, дополнено требованием о том, что СДЛ не может быть лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным в отношении данного лица федеральными законами, регулирующими деятельность указанных организаций.
Новая редакция ФЗ № 115 с 30.03.2018 вносит следующие изменения (дополнения):
- Вводится обязанность о представлении сведений в Росфинмониторинг об устранении оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе от проведения операции.
- Установлен порядок обжалования решения об отказе от проведения операции, а также решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), принимаемых в отношении клиентов. Отметим, что на основании сведений о таких решениях Банком России формируется, так называемый, "черный список организаций в целях ПОД/ФТ" или "список сомнительный организаций", доступ к которому имеют все некредитные финансовые организации (НФО) и кредитные организации. Как следствие, организации, включенные в указанный список, испытывают большие трудности с открытием расчетного счета и дальнейшим банковским обслуживанием. В тоже время, включение организаций в черный список Банка России в целях ПОД/ФТ очень часто происходит по формальным признакам, даже в отношении благонадежных компаний, представляющих собой "реальный" бизнес. С 30.03.2018 у клиентов появится возможность обжаловать указанные решения не только посредством обращения в саму кредитную организацию, но и через специально созданную межведомственную комиссию при Банке России. Результатом такого обжалования должно стать исключение организации - заявителя из "черного списка организаций в целях ПОД/ФТ", формируемого Банком России.
Новая редакция ФЗ № 115 с 04.05.2018 вносит следующие изменения (дополнения):
- Вводится новый термин "личный кабинет" - информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа (Росфинмониторинг - РФМ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с РФМ и ведение которого осуществляется в порядке, установленном РФМ. РФМ также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями (ИП), указанными в ч. 2 ст. 5 ФЗ № 115, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФМ, для реализации иных прав и обязанностей; в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФМ, лицами, указанными в ст. 7.1 и 7.1-1 ФЗ № 115, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, РФМ, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.
- Введена обязаность для аудиторов (аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов) при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомлять об этом РФМ в порядке, установленном Правительством РФ.
- Уточнена обязанность для всех субъектов ФЗ № 115 уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.
Стоит отметить, что иными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ до введения термина "личный кабинет" в ФЗ № 115 обязанность использования личного кабинета на Интернет-портале РФМ установлена для всех субъектов ФЗ № 115 уже не менне 10 (десяти) лет назад.
Новая редакция ФЗ № 115 с 01.06.2018 вносит следующие изменения (дополнения):
- Из перечня операций, подлежащих обязательному контролю, исключена операция по размещению денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя. Одноврменно с этим вводится запрет для кредитных организаций (КО) заключать договоры банковского вклада (депозита) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя.
Новая редакция ФЗ № 115 с 30.06.2018 вносит следующие изменения (дополнения):
- Обновлено определение "идентификация" - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
- Вводится термин "единая биометрическая система (ЕБС)" - единая информационная система персональных данных, обеспечивающая сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица. С 30.06.2018 банки, соответствующим критериям, установленным абз. 2 - 4 п. 5.7 ст. 9 ФЗ № 115, смогут использовать ЕБС для проведения идентификации своих клиентов - физических в целях ПОД/ФТ (ФЗ № 115).
- Банкам, соответствующим критериям, установленным абз. 2 - 4 п. 5.7 ст. 9 ФЗ № 115, предоставляется право открывать и вести счета (вклады) клиентов - физических лиц, предоставлять кредиты клиентам - физическим лицам, а также осуществлять переводы денежных средств по таким счетам по их поручению без их личного присутствия после проведения идентификации клиентов - физических лиц путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных ФЗ № 115, с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системы (ЕБС) в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
- Банкам предоставляется право обновлять информацию о клиенте - физическом лице с его согласия посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Новая редакция ФЗ № 115 с 23.07.2018 вносит следующие изменения (дополнения):
- Установлены совершенно новые законодательные нормы в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые определяют новые обязанности для всех субъектов ФЗ №115.
- Вводится новый термин "Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения". Предполагается, что работа субъектов ФЗ № 115 с указанным перечнем будет происходить по аналогии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечню экстремистов и террористов).
- ФЗ № 115 дополнен ст. 7.5 "Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".
- Операции, указанные в ст. 6 ФЗ № 115 и подлежащие обязательному контролю, дополнены операцией с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
- Обязанности субъектов ФЗ № 115 дополняются обязанностью по принятию мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 7.5 ФЗ № 115, незамедлительно, но не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, проинформировав незамедлительно о принятых мерах Росфинмониторинг.
- Кроме этого, субъекты ФЗ № 115 обязаны не реже чем 1 (один) раз в 3 (три) месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг. Предполагается, что такое информирование будет происходить посредством зарегистрированного личного кабинета на Интернет-портале Росфинмониторинга. Соответственно, субъектам ФЗ № 115 придется отправлять в Росфинмониторинга два "квартальных ФЭС", один по результатам проверки своих клиентов по Перечню экстремистов и террористов, а второй по Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
- Субъекты ФЗ № 115 также обязаны приостанавливать операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на 5 (пять) рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица. После чего субъекты ФЗ № 115 обязаны незамедлительно представить информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг.
В связи с указанными изменениями в ФЗ № 115 требуется обновить Правила внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ и провести внеплановое внутреннее обучение работников по факту вступления в силу каждой новой редакции ФЗ № 115.