Каким критериям должна соответствовать организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, чтобы попасть под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115)? Какие еще органы, кроме Росфинмониторинга (РФМ), являются надзорными органами в сфере ПОД/ФТ?
Чтобы определить подпадает ли организация или индивидуальный предприниматель (ИП) под действие ФЗ № 115, в первую очередь, нужно обратиться к самому ФЗ № 115, а именно к ст. 5 данного закона, в соответствии с которой к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее - субъектам ФЗ № 115) относятся:
- кредитные организации (КО);
- профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ);
- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
- страховые брокеры;
- лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи (Почта России);
- ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (ювелирные магазины, ювелирные мастерские и т.д.);
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме (букмекерские конторы и лотереи);
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (УК ПИФ);
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (агентства недвижимости и риэлторы);
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг);
- кредитные потребительские кооперативы (КПК), в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
- микрофинансовые организации (МФО в виде МКК или МФК);
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПФ);
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
- индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся страховыми брокерами;
- индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (частные риэлторы).
Кроме указанных организаций и ИП к субъектам ФЗ № 115 в соответствии со ст. 7.1 ФЗ № 115 также относятся иные лица, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
В частности, к таким лицам относятся:
- адвокаты;
- нотариусы;
- лицы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях (консалтинговые, юридические и бухгалтерские компании).
Отдельно в ст. 7.1 ФЗ № 115 выделяются в качестве субъектов ФЗ № 115 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
В зависимости от вида организация фактически становится субъектом ФЗ № 115 с момента (критерии отнесения к субъектам ФЗ № 115):
- Получения соответствующей лицензии (для ПУРЦБ, КО, УК ПИФ, НПФ и т.д.).
- Включения сведений о лице в специальный государственный реестр (для микрофинансовых организаицй (МФО).
- Вступления в специализированную саморегулируемую организацию (СРО) (для аудиторов).
- Государтсвенной регистрации в качестве юридического лица (для ломбардов, КПК, СКПК и т.д.).
- Присвоения организации или ИП соответствующих кодов ОКВЭД и внесения их в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
- Включения в Устав организации соответствующих видов деятельности, перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, которые организация вправе осуществлять (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
- Фактического осуществления одного из видов деятельности, перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, в случае, если не требуется получать лицензию, вступать в СРО, отсутствия соответствующих кодов ОКВЭД или упоминаний о данном виде деятельности в Уставе организации.
- Присвоения специальной квалификационной комиссией, созданной при адвокатской палате, нотариальной палате и территориальном органе Министерства юстиций РФ субъекта РФ, соответствующего статуса (для адвокатов и нотариусов).
Указанные организации и ИП - субъекты ФЗ № 115 обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, в ином случае за невыполнение установленных требований они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ или лишиться специального разрешения (лицензии или членства в СРО), дающего им право на осуществление определенного вида деятельности.
ВАЖНО! Также обращаем внимание, что с учетом уже сложившейся правоприменительной практики, фактическое неосуществление субъектом ФЗ № 115 деятельности, указанной в ст. 5 и ст. 7.1 ФЗ № 115, не освобождает его от выполнения обязанностей, установленных ФЗ № 115.
Из п. 9 ст. 7 ФЗ № 115 следует, в случае отсутствия соответствующих надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, контроль за исполнением такими организациями требований ФЗ № 115 осуществляет Росфинмониторинг (РФМ).
Таким образом, в зависимости от вида организации надзорным органом в сфере ПОД/ФТ являются:
- Росфинмониторинг (для агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов платежей).
- Банк Роcсии (для МФО, КПК, СКПК, ломбардов, КО, в том числе банков, УК ПИФ, ПУРЦБ, НПФ, субъектов страхового дела).
- ФКУ "Пробирная палата России" при Минфине РФ (для представителей ювелирной отрасли, участвующих в обороте драгоценных металлов и камней).
- Роскомнадзор (для Почты России и операторов связи).
- ФНС России (для букмекерских контор и лотерей).
- Прокуратура РФ (в соответствии со ст. 14 ФЗ № 115 надзор за исполнением ФЗ № 115 осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, что позволяет Прокуратуре РФ проводить самостоятельные проверки всех субъектов ФЗ № 115 параллельно контрольным мероприятиям указанных выше надзорных органов в сфере ПОД/ФТ).