Вступление в силу с 23.02.2019 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Новый порядок идентификации клиентов.

Вступление в силу с 23.02.2019 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее - Приказ РФМ от 22.11.2018 № 366) отменяет действие Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее - Приказ РФМ от 17.02.2011 № 59). 


Стоить отметить, что Приказ РФМ от 17.02.2011 № 59 не обновлялся с 06.11.2012 и уже давно потерял свою актуальность на фоне многочисленных изменений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115).


Действие нового Приказа РФМ от 22.11.2018 № 366 распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей (ИП), поднадзорных Росфинмониторингу (РФМ), Пробирной палате РФ, Роскомнадзору и ФНС России, (далее - субъекты ФЗ № 115) и устанавливает новый порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ). 


ВАЖНО! Приказ РФМ от 22.11.2018 № 366 НЕ ДЕЙСТВУЕТ в отношении организаций и ИП, поднадзорных Банку России. 


Из основных нововведений, установленных Приказом РФМ от 22.11.2018 № 366, можно выделить следующее:


  1. Субъекты ФЗ № 115 вправе на основании агентского договора или договора поручения привлекать третьих лиц для сбора сведений и документов, необходимых организациям и ИП в целях идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. В этом случае идентификация проводится непосредственно субъектом ФЗ № 115.
  2. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, может не проводиться при одновременном наличии следующих условий: а) субъект ФЗ № 115 предприняли обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений, в результате которых обновление сведений не было завершено; б) со дня принятия мер по обновлению сведений не проводились операции клиентом или в отношении клиента. При обращении клиента к субъекту ФЗ № 115 для проведения операции обновление сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.
  3. Для целей идентификации, а также при обновлении информации субъекту ФЗ № 115 представляются клиентом (представителем клиента) подлинники документов или надлежащим образом заверенные копии документов. Применительно к настоящим требованиям под надлежащим образом заверенной копией документа понимается его нотариально заверенная копия либо его копия, выданная в порядке, установленном п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан".
  4. Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения субъектами ФЗ № 115 правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).
  5. В случаях, предусмотренных субъектом ФЗ № 115 во внутренних документах, перевод документа (его части) на русский язык вправе выполнить работник  субъекта ФЗ № 115, уполномоченный на осуществление перевода внутренними распорядительными документами субъекта ФЗ № 115, либо лицо, предоставляющее услуги перевода. Перевод должен быть подписан работником, который его осуществил, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и скреплен печатью субъекта ФЗ № 115 (при наличии печати).
  6. При обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.
  7. Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, сведения о финансовом положении, сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента устанавливаются только в отношении клиентов с повышенной степенью (уровнем) риска.
  8. Отменятеся обязанность субъектов ФЗ № 115 по обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в 6 (шесть) месяцев при повышенной степени (уровне) риска. При этом сохраняется обязанность по обновлению указанных сведений не реже 1 (одного) раза в год в отношении всех клиентов, вне зависимости от степени (уровне) риска.
  9. В отношении представителей клиента и выгодоприобретателей, являющихся физическими лицами, а также бенефициарных владельцев не устанавливаются: а) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); б) сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений; в) сведения о финансовом положении; г) сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента; д) сведения, подтверждающие наличие у лица полномочий представителя клиента, - наименование, дата выдачи, срок действия, номер документа, на котором основаны полномочия представителя клиента; е) контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии); ж) должность клиента, являющегося публичным должностным лицом; з) степень родства либо статус клиента по отношению к публичному должностному лицу.
  10. Приведен перечень документов, подтверждающих финансовое положения, а также деловую репутацию клиентов - юридических лиц в целях проведения их идентификации.
  11. Расширено содержание анкеты клиента. Теперь она должна содержать, в том числе: а) сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ); б) сведения о принадлежности клиента к:
  • юридическим лицам, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 7.5 ФЗ № 115;
  • физическим или юридическим лицам, действующим от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 7.5 ФЗ № 115;
  • физическим или юридическим лицам, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ № 115.


Кроме этого, Приказом РФМ от 22.11.2018 № 366 установлены отдельные исключения (послабления) в части проведения идентификации клиентов для адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, указанных в ст. 7.1 ФЗ № 115 (далее - иные лица). Так, в частности, указанные иные лица при идентификации клиентов не устанавливают:


  • информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;
  • контактную информацию (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
  • должность клиента, являющегося лицом, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона;
  • степень родства либо статус клиента по отношению к лицу, указанному в пп. 1 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона;
  • сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений;
  • сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности;
  • сведения о финансовом положении;
  • сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента;
  • сведения о деловой репутации;
  • сведения, подтверждающие наличие у лица полномочий представителя клиента, - наименование, дата выдачи, срок действия, номер документа, на котором основаны полномочия представителя клиента;
  • дополнительно в отношении клиентов - юридических лиц: а) код юридического лица в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций; б) сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (вид, номер, дата выдачи лицензии, кем выдана, срок действия, перечень видов лицензируемой деятельности); в) БИК - для кредитных организаций-резидентов; г) сведения об органах (структура и персональный состав органов управления, за исключением сведений о персональном составе акционеров (участников), владеющих менее чем 1% (одним процентом) акций (долей) юридического лица).


Иные лица также не включают в анкету клиента:


  • результаты проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7.4 и абз. 2 п. 1 ст. 7.5 Федерального закона;
  • сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
  • сведения о принадлежности клиента к: а) юридическим лицам, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 7.5 Федерального закона; б) физическим или юридическим лицам, действующим от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 и п. 5 ст. 7.5 Федерального закона; в) физическим или юридическим лицам, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона;
  • сведения о степени (уровне) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включая обоснование оценки.


Таким образом, в связи с вступлением в силу Приказа РФМ от 22.11.2018 № 366 субъектам ФЗ № 115 требуется:



Обновить ПВК в целях ПОД/ФТ следует в течение 1 (одного) месяца с даты вступления в силу Приказа РФМ от 22.11.2018 № 366, то есть до 23.03.2019 (п. 1(1) Постановления Правительства РФ № 667). 


ВАЖНО! Несоответствие ПВК требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ или несвоевременное обновление ПВК предусматривает для организаций и их должностных лиц административную ответственность в соответствии с п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц до 100 тыс. руб., для должностных лиц - до 30 тыс. руб. 

 

В целях соблюдения субъектами ФЗ № 115 требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК «ДЕКАРТ» предлагает услугу по комплексному обновлению Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ с учетом последних изменений в законодательстве РФ по специальной цене - 4 500 руб. (при условии первичной разработки ПВК (8 900 руб.) в ЮК "ДЕКАРТ"). 


Разработанные в ЮК "ДЕКАРТ" Правила внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ успешно проходят проверки надзорных органов в сфере ПОД/ФТ (Росфинмониторинга, Банка России, Роскомнадзора, ФНС России, Прокуратуры РФ) без штрафов.